Ехать надо? А как же!

Месье Либман. «Ехать надо?» Фото ― Ю. Городецкой

Месье Либман. «Ехать надо?» Фото ― Ю. Городецкой

Я держу в руках буклет, на котором написано «Самый одесский спектакль». Так сейчас пишут почти на всем: самые модные туфли, самые полезные таблетки, самые вкусные булки и т.д. И, как правило, это полная херня, которую точно также пишут на этикетках все остальные производители и поставщики. Но здесь случай особый, потому что «Ехать надо?» ― это, как говорят в Одессе «таки да» самый одесский спектакль. Во всяком случае, из тех, что довелось видеть мне…

Сейчас «одесскость» в моде. Мы ведь всегда так: что имеем, не храним, потерявши ― плачем. И каждый раз на экранах и театральных подмостках нет-нет, да и промелькнет то очередной Беня Крик, то Мишка Япончик, то Давид Гоцман, то Сонька «Золотая ручка»...

И все они говорят они все вроде бы как «по-одесски». И местами это даже где-то очень весело. Но вот только слушаешь всю эту феню и чувствуешь: стилизация. С-т-и-л-и-з-ац-и-я! То ли от того, что режиссеры и актеры, играющие одесских персонажей ― все больше люди заезжие, не знакомые с нюансами, то ли потому, что знаменитый одесско-еврейский говор уже, по сути, в прошлом, так уже в Одессе не говорят и им негде черпать материал для своих «раскопок». Как бы то ни было, но большинство современных постановок «за Одессу» сильно напоминают наши старые фильмы про жизнь в Америке. Или их фильмы про нашу. Одновременно и смеяться, и плакать охота.

То ли дело спектакль «Ехать надо?» Юрия Бликова. Уже после первых пяти минут монологов его героев мне лично стало понятно: «Да! Это оно! В десяточку!». Вот он, подлинный язык Одессы. Я его хорошо помню: так говорили в нашей семье, так говорили мои бабушка и дедушка, так говорили наши знакомые. Так говорили в Одессе!

Я готов подписаться под каждым словом из этого спектакля: да, это самый настоящий одесский язык! Уж не знаю, как удалось актерам небольшой, чрезвычайно талантливой труппы сохранить и передать в целостности все эти слова, выражения, междометия, интонации, все нюансы. Но получилось просто блестяще!

Но аутентичность  ― далеко не единственное достоинство спектакля «Ехать надо?». Спектакль получился очень веселый. Хотите ― верьте, хотите ― нет, но я уже давно с таким удовольствием не смеялся! Просто до колик, до рези в животе! Каждое слово ― на своем месте. Каждая фраза ― просто класс! Даже звучащие со сцены слова «поц» и «жопа» не кажутся вульгарными, наоборот, они точно на своих  местах, и добавляю остроты тексту, как жгучий перец хорошему шашлыку. Тем более, сегодня с экранов и радиоприемников и не такое можно услышать…

Стоит остановиться на игре актеров. Несмотря на то, что в маленьком актерском коллективе задействованы актеры очень разных возрастов, и, соответственно, с разным сценическим опытом, совершенно не чувствуется диссонанса между «маститыми» и молодыми. Молодые актеры не просто подыгрывают звездам, они играют! В полный рост!

Пожалуй, я не сильно погрешу против истины, если скажу, что спектакль «Ехать надо?» ― для меня лично самое яркое впечатление этого года.

Так, о чем я еще забыл сказать? А! Я не рассказал, о чем собственно спектакль. А оно вам надо? Послушайте меня: сходите обязательно и посмотрите сами. Уверяю вас, вы останетесь довольны, как я…

Вячеслав Фельдман

Leave a Reply

Your email address will not be published.